Свами Шивананда

swami sivananda sadhu«Я появился в этом веке, чтобы указывать путь людям. Вот этот путь: упрощай свою жизнь и очищай свое сердце. Убивай эгоизм и гордость, развивай космическую любовь, практикуй самодисциплину. Служи всем. Люби всех. Слушай, размышляй, медитируй. Спрашивай и познавай Себя. Живи в Божественном». Шри Свами Шивананда

Шри Свами Шивананда Сарасвати родился 8 сентября 1887 г. в деревне Паттамадай штата Тамил Наду в Южной Индии. Его семья потомственно восходила к прославленным риши и садху, одним из которых был Аппая Дикшитар. Родители дали этому своему третьему и последнему сыну имя Куппусвами. Будучи ещё совсем юным мальчиком, он проявлял духовные стремления. Веселый и озорной, он был также любящим и великодушным. В нем было врожденное чувство единства со всеми и естественное стремление служить людям, склонность к жизни, посвященной изучению и практике Веданты. Несмотря на то, что он родился в ортодоксальной семье, его набожность уравновешивалась необыкновенной широтой кругозора и отсутствием предубеждений.
Огромное желание служить человеку привело его к получению медицинского образования. В 1913 г. он отправился в Малайзию. Уже тогда он старался лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращался к нему за помощью. Люди отмечали его особый, божий дар целителя, доброту, сострадательность и мягкий, великодушный характер. Он издавал журнал о здоровье, помогал садху, санньясинам и нищим, бесплатно лечил бедных, но чувствовал, что этого было недостаточно. «Посвятив себя духовной жизни полностью, я смогу служить всему миру», – так рассуждал он и вскоре отказался от своей медицинской карьеры и принял жизнь отречения. Он возвратился в Индию и провел год в странствиях прежде, чем поселился в городе Ришикеше, в Гималаях в 1924 году. Там, на берегу священной Ганги, он встретил своего будущего Гуру, Свами Шри Вишвананду Сарасвати. Они словно «узнали» друг друга – ученик получил посвящение в санньясу и новое имя — Шивананда, буквально — «блаженство Всевышнего».

Последующие годы в Ришикеше Свами Шивананда вел жизнь, полную самоотречения и аскетизма, проводя большую часть своего времени в медитации. Свамиджи одевался, чтобы прикрыть тело, ел, чтобы жить, и жил, чтобы служить человечеству. Обитая в пещерах и полуразрушенных лачугах, он соблюдал молчание и постился. Его посты — только роти (индийский хлеб) и вода из Ганги — длились по нескольку дней. Зимними утрами он совершал омовение, стоя по пояс в ледяной Ганге и выходя из воды только с появлением солнца. Он проводил в медитации более двенадцати часов ежедневно. Однако даже в этот период Свамиджи не забывал о помощи больным. Он приходил с лекарствами в хижины садху, служил им и омывал им ноги. Он просил для них подаяние и кормил их из своих рук, если они были больны. Он носил воду из Ганга и мыл их жилища. Он посещал больных холерой и оспой. Заболевших он на своей спине относил в госпиталь. Имея некоторое количество денег, полученных им со страхового полиса, Свамиджи открыл благотворительную клинику в 1927 г.
Все больше людей приходили к Свами Шивананде за советом, узнавая в нем своего наставника, и постепенно вокруг него стали собираться ученики.

С начала 1930-х годов и позднее Свами Шивананда часто отправлялся в дальние поездки по Индии и Шри Ланке, волнуя сердца и души тысяч людей своим духовным магнетизмом, сильным звучным голосом и потрясающим красноречием. Куда бы он ни отправился, он проводил санкиртан (пение), читал лекции и обучал людей, как сохранять силу и здоровье, занимаясь йогическими асанами, пранаямой и крийями. Сверх всего, он призывал своих слушателей постоянно стремиться к духовному развитию.

В Ришикеше, тем временем, начало собираться все увеличивающееся количество учеников, и вокруг него вырос ашрам. Своим неудержимым великодушием, духом служения, глубокой преданностью и непременным юмором Свами Шивананда подавал высочайший пример своим студентам. В 1932 году он основал Ашрам Шивананды, а в 1936 году зародилось Общество Божественной Жизни. Лесная академия Йога Веданты была организована в 1948 году. Целью этих организаций было распространение духовного знания и обучение людей Йоге и Веданте.

Учение Шивананды отличают практичность, универсальность и акцент на служении. Оно кристаллизовалось на базе принципов всех религий, сочетая все йогические пути в один — Синтез Йоги. Суть этого пути он выразил в своем призыве: «Служите, любите, отдавайте, очищайтесь, медитируйте, реализуйтесь». Его собственная жизнь была сияющим примером идеала бескорыстного служения карма йоги. Для Свами Шивананды всякая работа была священной. Он неустанно искал возможности служить и помогать другим, и никогда не откладывал то, что необходимо было сделать.

Свами Шивананда был революционером своего времени: он приглашал в свой дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивал право женщин на обучение йоге, давал уроки по почте и выступал против «суеверий», которые лишь отвращают от духовной жизни («спутанные волосы и изнуренное тело, — писал он, — не имеют ничего общего с божественной жизнью»). Он подчеркивал сущностное единство всех религий и призывал заботиться о теле, которое есть дом духа, а не разрушать его аскетическими практиками.

Значимым новшеством того времени, повлиявшим на распространение знаний о йоге как в Индии, так и далеко за ее пределами было то, что Самиджи писал свои книги на английском языке, просто и доступно, тем самым открывая для массы людей идеи, ранее бывшие достоянием лишь знающих санскрит пандитов. Свами Шивананда стал автором более 300 книг, распространяющих его миссию любви и служения, и сегодня имеет множество последователей среди людей разных национальностей, вероисповеданий и убеждений по всему миру.
Шри Свами Шивананда Сарасвати вошел в Махасамадхи (покинул свое физическое тело) 14 июля 1963 г. в Ришикеше.

Другие материалы в этой категории: Свами Вишнудевананда »
Последнее изменение Среда, 21 декабря 2016 15:55
Опубликовано в Учителя
Теги

Похожие материалы (по тегу)

Leave your comments

Post comment as a guest

0
terms and condition.
  • No comments found