Среда, 21 декабря 2016 04:00

vishnudevananda seated colorСвами Вишнудевананда (Свами Куттан Наир) родился 31 декабря 1927 года в штате Керала в Южной Индии. После окончания школы он был взят на службу в инженерные войска индийской армии в Бангалоре. Однажды, в мусорном ведре своей части, он случайно обнаружил одну из брошюр Свами Шивананды «Садхана Таттва» (Духовные инструкции), которая начиналась со слов: «Унция практики ценнее, чем тонны теории. Занимайтесь йогой, религией и философией в повседневной жизни — и вы достигнете Самореализации». Прочитав брошюру от корки до корки, молодой офицер был настолько впечатлен и заинтригован, что решил воспользоваться увольнительной, чтобы съездить в Ришикеш и посмотреть на автора. Увидев Свами Шивананду, он понял, что нашел своего Гуру, уволился из армии и остался в ашраме. В возрасте 20 лет он принял саньясу (стал монахом) и был назначен первым профессором хатха йоги в Лесной Академии Шивананда Йога Веданта. Там он обучал тысячи студентов — и индийских, и западных. В то же время он продолжал собственную практику, овладевая трудными, продвинутыми техниками хатха йоги.

В течение 10 лет он жил и работал под непосредственным руководством своего учителя. В 1957 году Свами Шивананда послал Свамиджи на Запад со словами: «Люди ждут!», чтобы распространить древние учения йоги. Свами Вишнудевананда проехал через всю Северную Америку, обучая йоге и наблюдая стиль западной жизни. Он основал несколько центров йоги в Соединенных Штатах, затем переехал в Канаду, где в Монреале основал штаб-квартиру Международной Организации центров Шивананда Йоги и Веданты. Работая без устали, Свами Вишнудевананда старался дать людям, которые приходили к нему, серьезное, практическое понимание йоги и Веданты.
Свамиджи учил синтезу йоги, способной прорабатывать все аспекты личности.

Автор бестселлера «Полной иллюстрированной книги йоги», Свами Вишну Девананда был признан мировым авторитетом в хатха и раджа йоге. Другие его книги: «Медитация и мантры», «Комментарии к Хатха Йога Прадипика», «Карма и болезни». Свамиджи был также вдохновителем издания «Справочника Шивананды по йоге» (известного также как «Книга по йоге») и «Йога ума и тела».
Благодаря неиссякаемой энергии Свами Вишнудевананды, сейчас по всему миру действуют более 20-ти Международных Центров Шивананда Йоги и Веданты, 9 ашрамов, большое количество присоединенных центров. Свами организовал Курсы подготовки учителей Шивананда йоги, где прошли обучение более 20 000 человек.
Свами Вишнудевананда вошел в Махасамадхи 9 ноября 1993 года в Шивананда-кутире, в Нетала, близ Уттаркаши (Гималаи).

«Летающий Свами» и миссия мира
vishnudevananda flyingОднажды во время медитации в Шивананда ашраме в Нассау у Свами Вишнудевананды было видение: огромный огненный шар катился по планете, сжигая все на своем пути. Тысячи людей в ужасе и панике пытались убежать от него. Не сразу Свамиджи понял значение этого видения. Но по опыту он знал, что приходящие к нему в медитации образы всегда потом становились реальностью. Для него это был знак к действию.
Что может сделать один человек? Оказывается, очень многое. Свами Вишну основал организацию, названную им «Новый Мировой Порядок». Целью ее было способствовать спокойствию в мире и всеобщему взаимопониманию.

А вскоре мир услышал о «летающем свами»: Свами Вишнудевананда, лично управляя самолетом, своими мирными полетами всколыхнул общественность и вызвал резонанс в разных уголках мира. Не было, наверное, ни одной «горячей» точки на Земле, которую не посетил бы с миссией мира летающий Свами на своем маленьком самолете Piper Apache, разрисованным для него американским художником Питером Максом. Полеты он совершал вместе со своим вторым пилотом израильтянином Бреном Якобсом.
Для перемещения по разным странам Свамиджи нарисовал себе паспорт. В графе «происхождение» он написал «гражданин мира». С этим самодельным паспортом Вишнудевананда совершал полеты в разные страны мира, «бомбардируя» очаги конфликтов цветами и листовками с призывами к миру: Белфест, где Свами Вишну вышагивал по городу вместе с актером Питером Селларсом, распевая мантры и молитвы о мире; индо-пакистанская граница; опасный перелет из Тель-Авива в Каир через Суэцкий канал, закрытый в то время для полетов; Берлинская стена, над которой Свамиджи совершил полет в 1983 году, стараясь привлечь внимание общества к необходимости разрушить все границы между людьми и странами…

Однажды, во время полета над Израилем, со Свамиджи произошла забавная история. Ее рассказал нам ученик и ассистент Свами Вишну Свами Атмарамананда, теперь он йога-ачарья и директор Берлинского Центра Шивананда Йоги и Веданты. Военные заставили летчиков приземлиться, и т.к. те нарушили границы страны, посадили их в тюрьму. Там они провели один или два дня, пока израильтяне разбирались, кто к ним прилетел и зачем. Как ни странно, Свамиджи удалось убедить военных в положительности своих намерений. Тогда Свами Вишну и его помощника освободили из тюрьмы и принимали уже как дорогих гостей. Их повезли в город, показали столицу, разные интересные места, пригласили в ресторан. Привычный к скромной и аскетической жизни, Свамиджи очень устал от такого бурного приема. Ему не хотелось обижать хозяев, но, в конце концов, он не выдержал, и, поблагодарив их и извинившись, попросил … отвезти их обратно в тюрьму.

Свами Вишнудевананда осознавал необходимость подготовки новых лидеров на принципах йоги, любви, терпимости и толерантности. Чувствовал и понимал, что только люди, владеющие в совершенстве методами самоконтроля, обладающие позитивным мышлением и внутренним сознанием мира, могут уберечь планету от кровопролитных войн и разрушений.
Для выполнения этой миссии в 1969 году Свамиджи начал проводить курсы учителей йоги в надежде, что те, кто пройдут такое обучение, будут потом передавать знание другим. С тех пор такие курсы каждый год проходят во многих странах мира: в Индии, Канаде, США, Австрии, Франции, Англии, Германии. А с 2005-ого года и в Восточной Европе – в Литве и Польше. Каждый получает свою искорку знания, освещавшего жизнь учителя, чтобы затем развить в себе эту искру в костер мудрости, который согреет и осветит жизнь и многим другим людям.

Среда, 21 декабря 2016 00:00

swami sivananda sadhu«Я появился в этом веке, чтобы указывать путь людям. Вот этот путь: упрощай свою жизнь и очищай свое сердце. Убивай эгоизм и гордость, развивай космическую любовь, практикуй самодисциплину. Служи всем. Люби всех. Слушай, размышляй, медитируй. Спрашивай и познавай Себя. Живи в Божественном». Шри Свами Шивананда

Шри Свами Шивананда Сарасвати родился 8 сентября 1887 г. в деревне Паттамадай штата Тамил Наду в Южной Индии. Его семья потомственно восходила к прославленным риши и садху, одним из которых был Аппая Дикшитар. Родители дали этому своему третьему и последнему сыну имя Куппусвами. Будучи ещё совсем юным мальчиком, он проявлял духовные стремления. Веселый и озорной, он был также любящим и великодушным. В нем было врожденное чувство единства со всеми и естественное стремление служить людям, склонность к жизни, посвященной изучению и практике Веданты. Несмотря на то, что он родился в ортодоксальной семье, его набожность уравновешивалась необыкновенной широтой кругозора и отсутствием предубеждений.
Огромное желание служить человеку привело его к получению медицинского образования. В 1913 г. он отправился в Малайзию. Уже тогда он старался лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращался к нему за помощью. Люди отмечали его особый, божий дар целителя, доброту, сострадательность и мягкий, великодушный характер. Он издавал журнал о здоровье, помогал садху, санньясинам и нищим, бесплатно лечил бедных, но чувствовал, что этого было недостаточно. «Посвятив себя духовной жизни полностью, я смогу служить всему миру», – так рассуждал он и вскоре отказался от своей медицинской карьеры и принял жизнь отречения. Он возвратился в Индию и провел год в странствиях прежде, чем поселился в городе Ришикеше, в Гималаях в 1924 году. Там, на берегу священной Ганги, он встретил своего будущего Гуру, Свами Шри Вишвананду Сарасвати. Они словно «узнали» друг друга – ученик получил посвящение в санньясу и новое имя — Шивананда, буквально — «блаженство Всевышнего».

Последующие годы в Ришикеше Свами Шивананда вел жизнь, полную самоотречения и аскетизма, проводя большую часть своего времени в медитации. Свамиджи одевался, чтобы прикрыть тело, ел, чтобы жить, и жил, чтобы служить человечеству. Обитая в пещерах и полуразрушенных лачугах, он соблюдал молчание и постился. Его посты — только роти (индийский хлеб) и вода из Ганги — длились по нескольку дней. Зимними утрами он совершал омовение, стоя по пояс в ледяной Ганге и выходя из воды только с появлением солнца. Он проводил в медитации более двенадцати часов ежедневно. Однако даже в этот период Свамиджи не забывал о помощи больным. Он приходил с лекарствами в хижины садху, служил им и омывал им ноги. Он просил для них подаяние и кормил их из своих рук, если они были больны. Он носил воду из Ганга и мыл их жилища. Он посещал больных холерой и оспой. Заболевших он на своей спине относил в госпиталь. Имея некоторое количество денег, полученных им со страхового полиса, Свамиджи открыл благотворительную клинику в 1927 г.
Все больше людей приходили к Свами Шивананде за советом, узнавая в нем своего наставника, и постепенно вокруг него стали собираться ученики.

С начала 1930-х годов и позднее Свами Шивананда часто отправлялся в дальние поездки по Индии и Шри Ланке, волнуя сердца и души тысяч людей своим духовным магнетизмом, сильным звучным голосом и потрясающим красноречием. Куда бы он ни отправился, он проводил санкиртан (пение), читал лекции и обучал людей, как сохранять силу и здоровье, занимаясь йогическими асанами, пранаямой и крийями. Сверх всего, он призывал своих слушателей постоянно стремиться к духовному развитию.

В Ришикеше, тем временем, начало собираться все увеличивающееся количество учеников, и вокруг него вырос ашрам. Своим неудержимым великодушием, духом служения, глубокой преданностью и непременным юмором Свами Шивананда подавал высочайший пример своим студентам. В 1932 году он основал Ашрам Шивананды, а в 1936 году зародилось Общество Божественной Жизни. Лесная академия Йога Веданты была организована в 1948 году. Целью этих организаций было распространение духовного знания и обучение людей Йоге и Веданте.

Учение Шивананды отличают практичность, универсальность и акцент на служении. Оно кристаллизовалось на базе принципов всех религий, сочетая все йогические пути в один — Синтез Йоги. Суть этого пути он выразил в своем призыве: «Служите, любите, отдавайте, очищайтесь, медитируйте, реализуйтесь». Его собственная жизнь была сияющим примером идеала бескорыстного служения карма йоги. Для Свами Шивананды всякая работа была священной. Он неустанно искал возможности служить и помогать другим, и никогда не откладывал то, что необходимо было сделать.

Свами Шивананда был революционером своего времени: он приглашал в свой дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивал право женщин на обучение йоге, давал уроки по почте и выступал против «суеверий», которые лишь отвращают от духовной жизни («спутанные волосы и изнуренное тело, — писал он, — не имеют ничего общего с божественной жизнью»). Он подчеркивал сущностное единство всех религий и призывал заботиться о теле, которое есть дом духа, а не разрушать его аскетическими практиками.

Значимым новшеством того времени, повлиявшим на распространение знаний о йоге как в Индии, так и далеко за ее пределами было то, что Самиджи писал свои книги на английском языке, просто и доступно, тем самым открывая для массы людей идеи, ранее бывшие достоянием лишь знающих санскрит пандитов. Свами Шивананда стал автором более 300 книг, распространяющих его миссию любви и служения, и сегодня имеет множество последователей среди людей разных национальностей, вероисповеданий и убеждений по всему миру.
Шри Свами Шивананда Сарасвати вошел в Махасамадхи (покинул свое физическое тело) 14 июля 1963 г. в Ришикеше.